М.Воеводин: наша цель – 35% мирового рынка титана
29.10.13 // Эксперт
Модернизация производственных мощностей на ВСМПО-АВИСМА смогла увеличить объемы производства титановой продукции в 2012 года до 30 тыс. тонн. Показатель оказался на 12% выше исторического рекорда 2007 года. В интервью изданию «Эксперт» глава ВСМПО-АВИСМА Михаил Воеводин рассказал о современном состоянии корпорации и перспективах ее развития.
– Во время кризиса 2008 года титановый рынок, как, впрочем, и другие рынки металлов, сильно просел. Следует ли трактовать рост производства на предприятиях корпорации как завершение кризиса?
– Чтобы более точно понимать ситуацию, следует титановый рынок разделить на два: авиакосмический и промышленный. Рынок промышленного титана своих докризисных значений все еще не достиг, и, похоже, роста в ближайшее время ждать не приходится. Причины — нестабильность мировой экономики и снижение темпов роста китайской экономики.
А вот на рынке авиакосмического титана, а это примерно 40% потребления мирового титанового проката, наблюдается стабильный рост. Для корпорации этот рынок наиболее важен – доля авиастроения в производимой нами продукции превышает 50%.
Он-то и позволил нам даже в кризис чувствовать себя вполне уверенно. В прошлом году мы отгрузили зарубежным заказчикам на 4,6% больше продукции, чем годом ранее. Но наиболее быстро, и это очень важная тенденция, растет внутренний рынок России и СНГ. В прошлом году сразу на 57%.
– С чем это связано?
– Россия выбрала инновационный путь развития, а без титана тут не обойтись. Например, в сфере, которая напрямую касается нашего производства, реализуется государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Эта программа предполагает содействие отечественным производителям гражданской и военной авиационной техники, ракетостроению. На одно только двигателестроение, между прочим, сегодня приходится более половины титанового проката, потребляемого авиастроением в России и СНГ.
Даже российский рынок промышленного титана сегодня выглядит многообещающе. «Росатом» строит 11 энергоблоков общей мощностью около 10 гигаватт, а в ближайшие пятнадцать лет планирует построить еще 26 энергоблоков, на которые потребуется около 12 тыс. тонн титановой продукции. Растет спрос и со стороны судостроителей. Если оценивать в целом, то к концу 2018 года спрос на титан и сплавы на российском рынке может вырасти вдвое по сравнению с 2010 годом.
– В каком направлении движется сегодня корпорация? Какие цели вы перед ней видите?
– Прежде всего, естественно, мы намерены расширяться. Наша цель – 35% мирового рынка титановой продукции. Цель весьма амбициозная – титановый рынок высококонкурентный. Здесь работают американские компании Timet (с конца 2012 года подразделение Precision Castpart Corp.), RTI, ATI, кузнечные предприятия в Европе и США, японские Toho Titanium и Osaka Titanium, а также китайские производители.
Чтобы достичь поставленной цели, мы расширяем ассортимент продукции, причем, прежде всего высокотехнологичной, с глубокой степенью переработки. Поэтому все большее место в наших поставках занимают медицина, спорт, нефтегазодобыча, вооружение, транспорт, потребительские товары. Каждый из этих рынков пока невелик по объему, но стабильно растет. До 2010 года корпорация ничего не производила для медицины. В прошлом году наша доля мирового медицинского рынка титана достигла примерно 23%.
В общем, доля продукции глубокой переработки постоянно растет и сегодня составляет у нас примерно 60%.
Кроме того, корпорация развивает производственную кооперацию с партнерами. Поставщиком Airbus и ее материнской компании EADS мы являемся с 1990-х годов. Сегодня мы обеспечиваем около 60% потребностей этих компаний в титане. В 2009 году Airbus/EADS подписали с ВСМПО-АВИСМА долгосрочный контракт стоимостью 4 млрд. долларов на поставку плоского и круглого проката из титановых сплавов, а также штампованных изделий.
А в ходе авиасалона МАКС-2013 в подмосковном Жуковском мы подписали меморандум о взаимопонимании: ВСМПО-АВИСМА и Airbus будут совместно разрабатывать новые титановые сплавы.
ВСМПО-АВИСМА является партнером американской авиастроительной компании Boeing и поставщиком заготовок и деталей из титановых сплавов по долгосрочным соглашениям на закупку с 1997 года, когда Boeing заключил свой первый контракт с российским производителем титана. В 2009 году корпорация Boeing и ВСМПО-АВИСМА открыли первое в России совместное производство по обработке титана Ural Boeing Manufacturing.
Завод оснащен самым современным оборудованием и занимается механической обработкой титановых штамповок для одного из самых передовых самолетов современной гражданской авиации Boeing 787 Dreamliner.
– Примерно шесть лет ВСМПО-Ависма осуществляет большую инвестиционную программу...
– В этом году мы планируем инвестировать около 8 млрд. рублей. Корпорация осуществляет масштабную реконструкцию и модернизацию производства, что необходимо для обеспечения ее рыночной устойчивости. Если до недавнего времени внимание в основном уделялось наращиванию мощностей, то теперь и в последующие несколько лет инвестиции будут идти во внедрение, в производство высоких технологий.
ВСМПО-АВИСМА – крупнейший в мире производитель титана, слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов, а также прессованных крупногабаритных изделий из алюминия, полуфабрикатов из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.
Эксперт
|