ЗАлК пожалуется в Россию. Если что
03.03.05 // БИЗНЕС
Разговоры украинских властей о деприватизации получили неожиданный резонанс. Гендиректор Запорожского алюминиевого завода Николай Лукин пригрозил обратиться за помощью к "влиятельным российским структурам". Самое забавное, что эксперты не понимают, к кому, собственно, собирается обращаться глава комбината.
Выступление Лукина совпало с решением правительства Украины отменить с 1 марта продажу ЗАлК электроэнергии по льготным тарифам: с августа 2002 года тарифы для ЗАлК устанавливались в зависимости от колебания цен на продукцию комбината на Лондонской бирже металлов. А прокуратура Запорожской области заявила, что основной владелец комбината - российская компания "АвтоВАЗ-Инвест" - не выполнила инвестиционные обязательства.
Глава единственного на Украине производителя первичного алюминия не стал уточнять, какую именно помощь и у кого конкретно он собирается просить. Более того, Николай Лукин сделал реверанс и в сторону украинской власти. "Президент Украины заявил о своей позиции по поводу захвата энергогенерирующих компаний, и я верю, что государство не допустит беспредела и "маски-шоу" в отношении нашего предприятия", - цитирует гендиректора "Интерфакс".
До сих пор публичного обещания обратиться к России, кажется, никто не делал. И хотя Николай Лукин всячески смягчал интонации, выражая надежду, что обращаться к братьям-россиянам не придется, прецедент создан. Как ни странно, в России этой ситуацией воспользоваться не спешат.
Возможно, дело в том, что в данный момент ЗАлК оказался как бы "ничейным". В 2001 году 68,01% акций комбината приобрел на приватизационном аукционе "АвтоВАЗ-Инвест", структура АвтоВАЗа. Тогда у автозавода была идея использовать украинский алюминий для кузовов машин. Но идея не пошла, и в прошлом году ЗАлК решил купить "СУАЛ-Холдинг". На комбинат пришла команда менеджеров из структур холдинга: сам Николай Лукин ранее занимал пост технического директора Надвоицкого алюминиевого завода в Карелии, входящего в СУАЛ. Однако на сегодняшний день, по утверждению пресс-секретаря СУАЛа Алексея Прохорова, сделка не закрыта. "СУАЛ не является акционером ЗАлКа, хотя нас связывают партнерские отношения", - сообщил он "Бизнесу". Задержка как пояснил источник, близкий к сделке, в том, что СУАЛ решил не связываться с украинским законодательством и купить не акции ЗАлК, а сам "АвтоВАЗ-Инвест", поэтому пришлось освобождать последний от "лишних" активов.
"Мы уверены, что правовая позиция "АвтоВАЗ-Инвеста" прочная, - заявил Алексей Прохоров. - Российский инвестор доказал, что он является эффективным собственником и выполняет взятые на себя обязательства. Рациональных предпосылок для пересмотра итогов приватизационного конкурса нет". Однако говорить о какой-либо помощи СУАЛ не собирается, хотя подтверждает свой интерес к комбинату.
"Я не знаю, чем российские структуры могут помочь ЗАлКу, - недоумевает аналитик ИК "Проспект" Ирина Ложкина. - Для нас очень трудно лоббировать интересы на Украине - не те отношения". Впрочем, аналитик надеется, что больших скандалов Украина все же не допустит. "Массовая деприватизация страну красить не будет", - добавляет аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Вячеслав Жабин. А по мнению одного из экспертов, пожелавшего сохранить анонимность, все будет зависеть от масштабов деприватизации: "Российский бизнес может поставить перед властью вопрос о защите его интересов на Украине".
ТАТЬЯНА РЫБАКОВА, ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ, БИЗНЕС
|