Русал попал в железнодорожный узел
09.04.09 // BFM.ru
Ачинский глиноземный комбинат, входящий в империю "Русала", может встать уже в конце этой недели. Причина — неурегулированные отношения "Восток-Сибпромтранса" и Первой грузовой компании, которые должны обеспечивать поставку руды на комбинат
Компания "Восток-Сибпромтранс" — собственник единственных железнодорожных путей к Киа-Шалтырскому руднику, с которого нефелиновая руда поступает на Ачинский глиноземный комбинат (АГК) — отказывается грузить его в составы Первой грузовой компании, обслуживающей комбинат. Как утверждают в "Русале", ВСПТ лоббирует тем самым интересы аффилированного оператора — "Красопергруза" и вынуждает "Русал" заключить договор о перевозках с ним.
"Красопергруз" — одна из первых созданных в регионе компаний-операторов. По данным газеты "Гудок", в 2004 году учредителем компании являлись администрация Красноярского края и ОАО "Восток-Сибпромтранс".
Ачинский глиноземный комбинат является 100-процентной дочерней структурой "Русала". По итогам третьего квартала 2008 года выручка АГК составила 4257 млн. рублей, чистая прибыль — 554 млн. рублей. Первая грузовая компания — подразделение РЖД. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 21%.
В ВСПТ с такой трактовкой событий не согласны. Вагоны Первой грузовой компании не обслуживаются по причине отсутствия договора, объясняют представители ВСПТ, а "Русал" поднял шум, чтобы сэкономить на грузовых операциях.
Как утверждает Независимое информационное агентство, Ачинский глиноземный комбинат может встать уже к концу этой недели. Возможности перевезти руду из Киа-Шалтырского рудника, минуя пути ВСПТ, нет.
Как утверждают местные СМИ, ВСПТ в силу своего монопольного положения не позволяет никому использовать вагонный парк других компаний, кроме "Красопергруза", цены которого на 15-20% выше, чем у альтернативных операторов.
В пресс-службе "Русала" BFM.ru пояснили, что пока что поставки сырья на комбинат осуществляет "Красопергруз", но с ним у АГК в ближайшее время заканчивается договор. "На сегодняшний день ситуация с загрузкой вагонов, поставленных АГК для перевозки руды в Киа-Шалтырь, не разрешена. Вагоны Первой грузовой компании ВСПТ не грузит, отказ не объясняет. В то же время договор с оператором — "Красопергрузом" — у АГК заканчивается. При этом, пользуясь своим монопольным правом, ВСПТ устанавливает цены на 15-20% выше, чем у альтернативных операторов перевозок, например Первой грузовой компании", — сообщила BFM.ru руководитель пресс-службы "Русала" Ольга Санарова.
"Для АГК, выполняющего роль градообразующего предприятия и несущего важную социальную миссию, неприемлемо переплачивать за услуги, имея установленную законодательством возможность выбора. Непродуманные и эгоистичные действия ВСПТ могут привести не только к остановке АГК, на производственной площадке которого работает около 10 тысяч человек, но и дестабилизировать социально-экономическую ситуацию как в Ачинске, так и во всем Красноярском крае, где расположен Красноярский алюминиевый завод, работающий на глиноземе, который производит АГК", — заявила представитель "Русала".
Источник, близкий к "Русалу", отметил, что Ачинский глиноземный комбинат уже заключил соглашение о дальнейших перевозках руды с Первой грузовой компанией.
"Сегодня на станции Кия-Шалтырь и прилегающих станциях простаивает по неприему до 160 полувагонов ПГК. Претензии "Восток-Сибпромтранса" к ПГК по поводу необходимости заключения договора с ним необоснованны. Заявки на подачу подвижного состава и последующие расчеты за подачу-уборку вагонов осуществляет грузовладелец — Ачинский глиноземный комбинат. Ни Первая грузовая компания, ни "Восток-Сибпромтранс", в свою очередь, никаких услуг друг другу не оказывают, поэтому и оснований для подписания каких-то дополнительных бумаг просто нет", — сообщили BFM.ru в ПГК.
Заместитель генерального директора ВСПТ Андрей Кулаков в интервью BFM.ru сообщил, что его компания сейчас не имеет долей в уставном капитале "Красопергруза". "С января 2008 года тарифы на наши услуги не повышались, в настоящее время они находятся на уровне января-апреля прошлого года. Кроме того, они на 23-25% ниже, чем у других организаций, занимающихся оказанием аналогичных услуг. Цены мы не можем поднимать самостоятельно, они регулируются профильными госструктурами", — пояснил также Андрей Кулаков в интервью BFM.ru.
При этом он отметил, что вагоны Первой грузовой компании сейчас стоят на путях, принадлежащих Красноярской железной дороге, однако у ВСПТ нет договора с Первой грузовой компанией, а потому услуги ей оказаны быть не могут.
Неофициально в ВСПТ говорят, что весь этот конфликт затеян для того, чтобы АГК смог сэкономить на грузовых операциях.
"Такие случаи на рынке нельзя назвать единичными; однако, как правило, предприятия вынуждены соглашаться на условия монополистов при отсутствии альтернативных поставщиков", — говорит аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский.
Отметим, что подобные конфликты в Красноярском крае уже были. В 2004 году "Красопергруз" оспаривал право на перевозку грузов с "СУЭК", которая начала было возить уголь со своих разрезов сама. Естественно, кончилось это тем, что вагоны с углем ВСПТ разгружать не стала. В 2003 году ВСПТ также прекращала погрузку руды для НКМК, аргументировав это тем, что в течение двух месяцев владелец сырьевой базы (подразделение "ЕвразХолдинга") не оплачивал услуги перевозки.
"АГК обеспечивает существенный объем прибыли для ВСПТ, — говорит Владимир Сергиевский. — Учитывая принадлежность АГК к "Русалу", мы полагаем, что ВСПТ рассчитывает на принятие условий транспортировки сырья. Наиболее вероятным сценарием развития ситуации нам видится обращение руководства предприятия в транспортную прокуратуру и суд. Тем не менее, на ближайшую перспективу, пока будет идти разбирательство, не исключено, что АГК примет условия перевозчика во избежание дефицита поставок и остановки предприятия".
Сейчас, как сообщила Ольга Санарова, "Русал" продолжает переговоры с ВСПТ, чтобы решить проблему в досудебном порядке.
Яна Милюкова, BFM.ru
|