Infogeo.ru - на главную Infogeo.ru

Крупнейшая база данных по рынку металлов в открытом доступе.

Публикации по рынкам цветных и черных металлов
Предприятия | Темы | Аналитика | Обзоры рынка

Главная > Публикации > Темы >

Обзор мирового рынка алюминия на 08.07.2004

08.07.04 // KZ-today


В мире продолжается рост производства алюминия, и в то же время растут цены на этот металл. Среднемесячные котировки алюминия на Лондонской бирже в мае составили $1623, а за июнь - $1671 за тонну. На складах, приписанных к Лондонской бирже, запасы металла уменьшились до 957 тыс. тонн, Нью-Йоркской - до 60 тыс. тон. Наибольшие запасы металла лежат на складах в Новом Орлеане - 283 тыс. т, Балтиморе - 147, Дубае - 148, Сингапуре - 113 тыс. тонн.

За первые пять месяцев с начала 2004 г. в мире было произведено 9,4 млн. т алюминия, сообщается в докладе Международного института алюминия (International Aluminium Institute). С начала 2004 г. производство алюминия в мире по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. увеличилось на 4,5%. Так, за аналогичный период 2003 г. в мире было выпущено около 9 млн. т алюминия.

Мировой рынок алюминия стабильно развивается, что связано с лидирующим положением его среди конструкционных материалов. Благодаря своим физико-химическим свойствам имеет хорошие перспективы на будущее, является одним из факторов научно-технического прогресса и показателем уровня экономического развития экономики. Общеизвестны также преимущества алюминия перед другими конструкционными материалами - низкий удельный вес, высокая коррозионная и термическая стойкость, легкость формования и обработки, огнестойкость, высокая электропроводимость, способность к практически стопроцентной вторичной переработке. В сочетании с наличием больших запасов исходного сырья и дешевизной алюминия по сравнению с другими цветными металлами эти свойства обеспечили его массовое применение во всех отраслях экономики.

Важным показателем, характеризующим уровень экономического развития страны, является среднедушевое производство алюминия, которое в мире составляет около 1,5 кг, в то время как в США этот показатель достигает 28 кг на человека, в Японии - 34 кг, в Германии - 27 кг. В СССР среднедушевое потребление алюминия составляло 12 - 14 кг. В настоящее время этот показатель в России снизился до 2,5 кг, а в Казахстане он еще ниже. Предполагается, что использование алюминия в автомобилях может возрасти с 50-60 кг на 1 автомашину до 130 кг. Более высокими темпами будет расти потребление алюминия в странах с развивающейся экономикой, которые приближаются к индустриальному типу развития.

Наиболее быстро развивающимся рынком алюминия остается Китай. В перспективе предполагается, что потребление алюминия в Китае будет расти со среднегодовыми темпами 8-13% и составит к 2005 году 5-6 млн. тонн. При этом ежегодный дефицит алюминия увеличится до 0,8-1,2 млн. тонн. Покрываться он будет за счет импорта из других стран. Китай все еще обеспечивает больше чем половину роста в мировом алюминиевом производстве. За январь-май этого года в стране выпущено 2,6 млн. тонн первичного алюминия. Несмотря на серьезную нехватку глинозема и правительственные ограничения, алюминиевое производство в Китае за пять месяцев этого года увеличилось на 500 тыс. тонн, по сравнению с тем же периодом 2003 г. За 2004 год планируется выпустить 6,4 млн. тонн алюминия. Экспорт первичного алюминия из Китая за январь-май этого года увеличился до 392 тыс. т (рост на 17%). Крупнейший китайский производитель глинозема, компания Chalco собирается инвестировать в этом году 10,5 млрд. юаней ($1,3 млрд.) в расширение мощностей по производству глинозема, что приведет к росту выпуска глинозема с 6,0 млн. т в 2003 г. до 8,5 млн. т в 2005 г. Chalco также планирует построить глиноземный завод мощностью 1,6 млн. т в год в г. Босэ, Гуанси-Чжуанский автономный район, и, возможно, будет участвовать в строительстве еще пяти глиноземных заводов. Цена на глинозем, импортируемый Китаем, выросла до $530 за т (против $315 за т в сентябре 2003 г.). Однако высокие цены на глинозем и на электроэнергию привели к закрытию ряда алюминиевых заводов. Китайское консультационное агентство Antaike оценило выведенные из производства в последние месяцы мощности по производству первичного алюминия в 350 тыс. т в год и считает, что до конца 2004 г. эта цифра может достичь 600 тыс. т в год.

Сейчас рост цен на глинозем опережает рост цен на алюминий, что способствует расширению производства сырья. В связи с этим Австралия к 2007 г. увеличит выпуск глинозема на 6 млн. т в год. Это может стать возможным благодаря реализации проектов по расширению мощностей, которые проводятся на большинстве глиноземных предприятий. Из наиболее крупных можно выделить проект канадской компании Alcan на 1,8 млн. т в год. Таким образом, мощность этого предприятия к 2007 году достигнет 3,5 млн. т в год, а к 2009 г. - 3,8 млн. т в год. Кроме того, Alcan планирует увеличить добычу бокситов с 6,5 до 8 млн. т в год. Транснациональная компания Rio Tinto строит в Австралии новый глиноземный завод. Строительство первой очереди мощностью 1,4 млн. т в год завершится в конце текущего года. В будущем Rio Tinto намерена достроить вторую и третью очереди нового предприятия, в результате чего мощность его увеличится до 4,2 млн. т глинозема в год. Особо притягательными являются проекты по разработке бокситов в Гвинее, где их добыча возрастет за 20 лет до 15 млн. тонн.

В России предполагается доведение потребления алюминия до уровня 1990 года в течение ближайших 5-6 лет, что связано с экономическим ростом в стране и усилившимся вниманием к развитию предприятий военно-промышленного комплекса. В этой связи предполагается, что внутреннее потребление вырастет более чем в 5 раз. Учитывая, что российская экономика располагает достаточно емким внутренним рынком, в перспективе потребление алюминия приблизится к современному среднедушевому уровню потребления развитых стран.

Российская алюминиевая компания "Русал" планирует резкое увеличение производства алюминия и одновременный отказ от услуг глобальных трейдеров. Компания намерена расширить прямое сотрудничество с потребителями, которым и будет продавать свой металл. Это рискованная стратегия, но в случае ее реализации "Русал" сможет изменить мировой алюминиевый баланс в свою пользу. В этом году все предприятия "Русала" произведут 2,6 млн. т алюминия. Это около 10% мирового производства. Основная проблема "Русала" - глинозем. Сейчас около 40% баланса компании покрывается за счет импорта. Совсем недавно компания получила серьезный удар от одного из глобальных трейдеров - Glencore, который смог "вырвать" у "Русала" глиноземное предприятие на Ямайке. Но "Русал" собрался создать алюминиевые мощности в Казахстане. В партнерстве с Евразийской финансово-промышленной группой он планирует вложить $3 млрд. в строительство алюминиевого завода мощностью 500 тыс. тонн металла и 1,5 млн. т глинозема.

За пять месяцев этого года в Казахстане добыто 1,9 млн. т бокситов и выпущено 602 тыс. т глинозема. Но весь глинозем идет на экспорт, так как в Казахстане нет алюминиевого завода, а общая потребность в первичном алюминии и продукции из него оценивается в объеме от 60 до 80 тыс. тонн. Это связано с тем, что в стране отсутствуют отрасли промышленного производства, которые являются или могут стать крупными потребителями алюминия.

Несмотря на большие складские запасы алюминия во всем мире (около 2,8 млн. тонн), прогноз рынка этого металла благоприятный. Долгосрочными тенденциями алюминиевого рынка является рост производства и потребления первичного алюминия, причем достаточно стабильными среднегодовыми темпами в течение продолжительного периода времени. Действительно, потребление алюминия в развитых странах хорошо коррелируется с темпами роста их экономик. В этой связи можно предположить, что даже по пессимистическому сценарию среднегодовые темпы прироста потребления алюминия на период до 2015 года в развитых странах не будут ниже 1-1,5%, а по оптимистическому - не ниже 2,5% в год. По мнению экспертов Standart Bank London, из-за отмеченных проблем в Китае, а также вследствие наметившегося увеличения спроса на алюминий в Европе и США, на мировом рынке впервые с 2000 года возможен дефицит алюминия, который к концу 2004 года может достичь 500 тыс. тонн.

Агентство Рейтер со ссылкой на Bloomsbury Minerals Economic сообщает, что на мировом рынке алюминия в этом году возможен дефицит в 840 тыс. тонн металла. В сообщении также говорится, что сильный рост мирового спроса способствует увеличению дефицита. Bloomsbury Minerals Economic ожидает увеличения мирового производства алюминия в этом году на 4,3% или до 29 млн. тонн, а увеличение потребления на 9% или до 30 млн. тонн. В недавнем отчете Standard Bank сказано, что первичное потребление алюминия в США в 2004 году вырастет по сравнению с 2003 годом на 9% - до 6,6 млн. тонн. Спрос в Японии, как ожидается, увеличится на пять процентов - до 2,2 млн. тонн.

Являясь своего рода лакмусовой бумажкой для здоровья мировой экономики, рынок алюминия чутко реагирует на любые изменения мировой конъюнктуры, особенно на темпы индустриального роста. Как “глобальный” металл алюминий ориентирован на конечных потребителей высокотехнологичных продуктов, поэтому основой для прогнозирования объемов потребления и мировых цен будет определение темпов роста мировой экономики, а промышленное производство в мире сейчас растет.

Владислав НИКОЛАЕВ, KZ-today


Обзоры предприятий:

Обзоры рынка:






Поиск по сайту Infogeo.ru с помощью Яндекс


Infogeo.ru

Новости, аналитика

Новости рынка

Аналитика

Обзоры рынка

Публикации

Цены на металлы

Биржевые котировки

Цены российского рынка

Индексы цен

Прайс-листы

Цены мирового рынка

Статистика

Производство металлов

Предприятия

Продукция

Внешняя торговля

Объявления, справочники

Доска объявлений

Справочник предприятий

Продукция предприятий

Справочник по металлам





Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Заявление о снятии ответственности. Настоящий информационный обзор подготовлен Infogeo.ru исключительно в информационных целях. Настоящий информационный обзор и содержащиеся в нем сведения носят исключительно информативный характер и не могут восприниматься как предложения или рекомендации относительно купли/продажи материальной продукции, ценных бумаг, либо других финансовых инструментов, а также не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все выводы и заключения, представленные в настоящем обзоре, актуальны на дату, указанную в обзоре. Ни Infogeo.ru, ни его сотрудники не несут юридической и/или финансовой ответственности за любой ущерб, прямой, непрямой или косвенный, возникший вследствие использования материалов настоящего обзора, а также вызванный недостаточной полнотой представленной информации. Любая форма копирования, воспроизводства и распространения материалов настоящего обзора, полностью или частично, возможна только с письменного разрешения Infogeo.ru