Infogeo.ru - на главную Infogeo.ru

Крупнейшая база данных по рынку металлов в открытом доступе.

Публикации по рынкам цветных и черных металлов
Предприятия | Темы | Аналитика | Обзоры рынка

Главная > Публикации > Предприятия > РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ, КОМПАНИЯ, ОАО

Одной компании достаточно

16.10.06 // Эксперт


В результате слияния отечественных "Русала" и СУАЛа со швейцарской Glencore возникнет крупнейшая в мире алюминиевая компания. Впервые лидером одной из ключевых отраслей мировой промышленности окажется компания, контролируемая частным российским капиталом

На прошлой неделе было объявлено о создании крупнейшей в мире алюминиевой корпорации. Она появится в результате слияния активов "Русала", СУАЛа и швейцарской трейдинговой компании Glencore International. Акционерам "Русала" будет принадлежать 66% акционерного капитала создаваемой структуры, СУАЛу – 22%, швейцарцы будут довольствоваться ролью миноритария с 12%.

Объединенная компания "Российский алюминий" будет российской не только по названию: ее штаб-квартира будет располагаться в Москве.

Сделку планируется завершить до 1 апреля 2007 года, и в течение трех лет после этого объединенная компания планирует провести IPO на Лондонской фондовой бирже. Капитализация объединенной компании, по оценкам гендиректора "Русала" Александра Булыгина, составит 25–30 млрд. долларов.

Случилось то, чего все ждали уже пять лет. Создан не просто мировой лидер отрасли. По сути воссоздан алюминпром. Жирная точка в приватизации советской индустрии поставлена.

Пятнадцать лет назад на базе алюминиевого главка Министерства цветной промышленности был создан госконцерн "Алюминий". Этот осколок советского прошлого долго сопротивлялся разрозненной приватизации, пытался, но не смог остановить развал некогда единой отрасли. И что же? Алюминпром воссоздал себя буквально как феникс из пепла. Как катающийся в глубокой тарелке шарик неизменно занимает в ней самое нижнее положение, так и частный бизнес привел ситуацию в отрасли в соответствие с объективными экономическими реалиями, со своим естественным положением. Это естественное положение – единая компания, в рамках которой страновые конкурентные преимущества реализуются максимально эффективно, а недостатки, наоборот, нивелируются.

Конкурентные преимущества

Консолидация сейчас вообще весьма актуальная тема в мировой алюминиевой индустрии. Три ведущих производителя контролируют только 30% мирового рынка, в то время как в других металлургических секторах этот показатель колеблется в районе 70%. Но для России тема единой алюминиевой корпорации еще более значима.

От СССР нам досталась масштабная алюминиевая индустрия. Но она ущербна. Алюминий выплавляется из глинозема (оксида алюминия), производство которого в стране недостаточно, да и российские запасы по мировым меркам совсем невелики. В свою очередь, глинозем получают из бокситов, добыча которых и в советское время, и сейчас сильно отставала от потребностей глиноземных заводов. Для того чтобы отрасль функционировала стабильно и бесперебойно, алюминиевые заводы должны обеспечить себя поставками сырья, то есть глинозема и бокситов, с мировых рынков. Если конъюнктура спокойна, проблем с обеспечением нет. Но как только на рынке возникают перекосы, проблем не миновать. Например, Китай вводит в строй несколько алюминиевых производств. Это значит, что на сбалансированном рынке появляется дисбаланс спроса и предложения. Цены на сырье либо взлетают до небес, либо еще хуже – оно становится недоступным. Защититься от конъюнктурных колебаний и перебоев в поставках можно, как правило, только одним способом – покупая за границей месторождения бокситов и глиноземные заводы. Только сейчас, после создания "Российского алюминия", все производственные активы "Русала" и СУАЛа оказались почти идеально сбалансированы по сырью.

Но даже оптимальная структура сырьевых и алюминиевых активов не позволяет экономить на транспорте. Российские алюминиевые заводы расположены в одном из самых глухих углов Евразии. Отсюда далеко и до крупных потребителей в развитых странах, и до источников сырья. Бокситы для производства глинозема компаниям приходится везти по морю аж из Австралии, так что неудачное географическое положение выливается в колоссальные транспортные расходы. У иностранных конкурентов "Русала" и СУАЛа эти расходы чуть ли не на порядок меньше.

Главнейшее конкурентное преимущество российских алюминщиков лежит в иной плоскости. Дешевая электроэнергия – вот убойный аргумент "Русала" и СУАЛа. Ключевые заводы этих компаний (Братский, Красноярский, Иркутский, Саяногорский) расположены в регионах с почти идеальными условиями для развития гидроэлектроэнергетики. Еще в советские времена здесь были построены одни из крупнейших в мире ГЭС, чья энергия сейчас чрезвычайно дешева. "Лишь страны Персидского залива могут сравниться по энерготарифам с Восточной Сибирью", – отмечает Александр Булыгин. Только за счет низкой стоимости потребляемой электроэнергии восточносибирские алюминиевые заводы имеют себестоимость на 20% ниже среднемировой, с лихвой покрывая избыточные транспортные расходы. Благодаря высочайшей конкурентоспособности в годы реформ российская алюминиевая промышленность легко переориентировалась на экспорт и практически не знала спада производства.

Сейчас экспорт алюминия для России является по сути экспортом электроэнергии. Наши алюминиевые компании кровно заинтересованы в двух вещах – фиксации низких тарифов на энергию и гарантиях доступа к ГЭС, чья энергия самая дешевая. Угроза надвигающегося дефицита энергии в стране будет неминуемо подталкивать алюминиевые компании к участию в проектах возведения новых энергообъектов. Строительство новых электростанций крайне капиталоемко. И участвовать в нем смогут только очень мощные алюминиевые компании, распыление сил даже на две компании тут вряд ли экономически оправдано.

Наконец, еще одно важное соображение. Мировые лидеры рынка постоянно ведут технологические и инновационные изыскания, например по линии уменьшения расхода энергии при выплавке алюминия и загрязнения окружающей среды. Дублировать такие расходы в рамках разных компаний нецелесообразно.

Мировая практика показывает, что развитые страны уже прошли путь осознания неэффективности бизнеса мелких компаний. Например, в США есть только один значимый производитель алюминия – Aluminium Company of America (Alcoa). Его название вполне отражает суть дела.

Плоды слияния

Слабость внутреннего рынка давно выгнала всех производителей алюминия в стране на ниву экспорта. Но независимые российские компании неизбежно конкурируют друг с другом своим товаром, что вряд ли разумно, если учесть потенциальную редкость и дороговизну электроэнергии. Сейчас компании смогут избежать ненужной взаимной конкуренции не только рынке самого алюминия, но и на рынке алюминиевых активов (например, "Русал" не так давно проиграл Glencore в борьбе за ямайский глиноземный завод Alpart).

По словам Александра Булыгина, сделка сулит немалый синергетический эффект – порядка 3 млрд. долларов в течение следующих пяти лет. Как отметил гендиректор "Русала", в процессе капитализации новой структуры акционеры получат премию за лидерство, которая, судя по другим отраслям, составляет порядка 10%.

Если верить отчетности компании, которая при посредничестве инвестбанкиров периодически появляется в печати, выручка "Русала" в прошлом году составила 6,6 млрд. долларов, чистая прибыль достигла 1,65 млрд. долларов. Для сравнения: у лидера отрасли, американской Alcoa, при выручке в 26,16 млрд. этот показатель в прошлом году оказался даже меньше, чем у российской компании, – всего 1,23 млрд. долларов. Рентабельность бизнеса объединенной компании может оказаться еще выше. Участники сделки уже объявили, что поставили себе цель провести IPO через 18 месяцев – аккурат перед президентскими выборами 2008 года.

Для СУАЛа эта сделка возможно снижает политические риски. Сращивание с активами близкого к политической элите Олега Дерипаски дает дополнительные гарантии развития. Проектам совладельца компании СУАЛ Виктора Вексельберга и структур с его участием уже не раз не давали ход власти – можно вспомнить мытарства компании ТНК-BP в ходе разработки Ковыктинского месторождения или оборванные "Рособоронэкспортом" проекты усиления влияния над титановым холдингом "ВСМПО-Ависма".

Что касается третьей стороны сделки, швейцарской компании Glencore, то ее интересы лежат немного в иной плоскости. Скорее всего, для Glencore, которая имеет опыт перепродажи крупных пакетов акций российских металлургических компаний, нынешнее объединение – крупная беспроигрышная спекуляция. Благодаря объединению с "Русалом" и СУАЛом глиноземные заводы компании будут капитализированы наилучшим образом. Если Glencore пожелает в будущем продать долю в компании, она, без сомнений, получит хорошую прибыль. Ведь активы будут оценены с премией за то, что они являются частью вертикально интегрированной цепочки, а также за отраслевое лидерство компании, в которую они входят.

Русские идут

Сейчас, после слияния всех российских алюминиевых заводов в единую корпорацию, невольно задаешь себе вопрос: а нужна ли была приватизация, долгие годы передела собственности и миллиарды потраченных впустую долларов ради того, чтобы вновь создавать алюминиевую монополию? Безусловно. Алюминпром начала 90−х не имел права на существование, он был не нужен на внутреннем рынке, на внешних же рынках действовал неуклюже и во вред себе. Малейшие просчеты в обеспечении сырьем заводов могли привести к их остановке. Персональной ответственности за сбытовые, закупочные и логистические ошибки не было. Жизнеспособный российский алюминпром мог появиться лишь в результате деятельности частного капитала.

Алюминиевому холдингу можно было бы предъявить претензии: акционерная структура контролируемых активов непрозрачна, компания до сих пор использует толлинговые схемы, поддерживает для себя эксклюзивно низкие тарифы на электроэнергию и не особо стремится заниматься высокими переделами алюминия. Но произошедшее менее чем за десять лет превращение разрозненных и растаскиваемых посредниками активов в ведущую алюминиевую компанию мира достойно похвалы. Самый громкий проект частного капитала состоялся. Впервые лидером одной из ключевых отраслей мировой промышленности окажется компания, контролируемая российским бизнесом. Несмотря на настороженность и недоверие, с которым относятся к нашей стране и российскому капиталу. Теперь о сырьевых проблемах и стратегическом отставании нашей алюминиевой отрасли можно будет забыть на много лет вперед.

Иван Рубанов, Эксперт


Обзоры предприятий: РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ, КОМПАНИЯ, ОАО

Обзоры рынка:






Поиск по сайту Infogeo.ru с помощью Яндекс


Infogeo.ru

Новости, аналитика

Новости рынка

Аналитика

Обзоры рынка

Публикации

Цены на металлы

Биржевые котировки

Цены российского рынка

Индексы цен

Прайс-листы

Цены мирового рынка

Статистика

Производство металлов

Предприятия

Продукция

Внешняя торговля

Объявления, справочники

Доска объявлений

Справочник предприятий

Продукция предприятий

Справочник по металлам





Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Заявление о снятии ответственности. Настоящий информационный обзор подготовлен Infogeo.ru исключительно в информационных целях. Настоящий информационный обзор и содержащиеся в нем сведения носят исключительно информативный характер и не могут восприниматься как предложения или рекомендации относительно купли/продажи материальной продукции, ценных бумаг, либо других финансовых инструментов, а также не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все выводы и заключения, представленные в настоящем обзоре, актуальны на дату, указанную в обзоре. Ни Infogeo.ru, ни его сотрудники не несут юридической и/или финансовой ответственности за любой ущерб, прямой, непрямой или косвенный, возникший вследствие использования материалов настоящего обзора, а также вызванный недостаточной полнотой представленной информации. Любая форма копирования, воспроизводства и распространения материалов настоящего обзора, полностью или частично, возможна только с письменного разрешения Infogeo.ru