Русал отказался от $10 млрд
10.06.06 // Газета.Ru
"Русал" готов финансировать свои проекты самостоятельно, без привлечения иностранных инвесторов через публичное размещение акций. Мировые цены на алюминий вполне позволяют это сделать, считают в компании и на рынке.
В мае 2006 года цена на алюминий составила $3,235 за тонну. Для сравнения, средняя цена в 2003 году была примерно $1,400 за тонну.
"Русал" не будет проводить IPO, заявил в четверг директор по финансам компании "Русал" Владислав Соловьев. "Сейчас "Русал" не ищет возможности привлечь финансирование на рынках капитала, несмотря на амбициозные инвестиционные планы", – приводит слова топ-менеджера компании британская газета Independent. "Вопрос о проведении IPO всегда был связан с нашими потребностями в финансировании", – пояснил Соловьев. Сейчас, по его словам, компания может обеспечить инвестиции другими способами: цены на алюминий резко поднялись и появилась возможность прибегнуть к банковскому финансированию.
Инвестиционные программы у "Русала" исчисляются миллиардами долларов. В марте этого года заместитель генерального директора по алюминиевому бизнесу Виктор Жирнаков заявил, что компания планирует до 2013 года вложить $8 млрд. в развитие и модернизацию производства. На рынке тогда говорили, что компания вполне могла бы провести IPO для привлечения столь значительной суммы.
Пресса и аналитики довольно долго гадали, пойдет ли одна из крупнейших мировых алюминиевых компаний на биржу.
Впервые о возможности проведения публичного размещения акций (IPO) "Русала" Олег Дерипаска заявил после покупки 25% акций холдинга у принадлежащей Роману Абрамовичу Millhouse Capital в 2004 году.
Затем в июне 2005 года в интервью газете Sunday Times IPO анонсировал гендиректор "Русала" Александр Булыгин. Тогда он заявил, что "Русал" очень близок к тому, чтобы полностью соответствовать требованиям, связанным с корпоративным управлением, отчетностью и информационной прозрачностью. В качестве площадки для размещения называлась Лондонская фондовая биржа.
Последним громким заявлением о возможности публичного размещения стал комментарий заместителя генерального директора "Русала" Александра Лившица по поводу раскрытия компанией своей структуры собственности в апреле этого года. "Это чисто техническая корпоративная процедура, которую мы провели в связи с тем, что компания "Русал" готовится в перспективе к IPO", – заявил тогда топ-менеджер алюминиевой компании "Интерфакс-Украина".
Правда, уже тогда пресс-служба "Русала" постаралась отчасти дезавуировать слова Александра Лившица, ссылаясь на то, что решения об IPO нет и говорить об этом рано.
Подобные противоречивые заявления, скорее всего, свидетельствует о том, что руководство "Русала" долго выбирало между различными способами привлечения средств на реализацию своих инвестпроектов.
При этом сомнения в том, что алюминиевая компания пойдет на публичное размещение акций, были всегда. Еще летом 2005 года высказывалось мнение, что конъюнктура цен на алюминий такова, что "Русалу" не следует торопиться с выходом на биржу. Кроме этого, аналитики отмечали, что компании стоило бы консолидировать значительно большее количество активов, увеличить капитализацию и только затем выходить на западную биржу.
Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Вячеслав Жабин тогда в разговоре с "Газетой.Ru" говорил, что "Русалу" мешает выходить на западные биржи закрытость и непрозрачность компании.
Сегодня эксперт считает, что отложить IPO позволяют цены на алюминий.
"Сейчас конъюнктура действительно очень хорошая, и еще как минимум два года спрос будет расти опережающими темпами. Если компания выйдет на IPO, она будет вынуждена делиться деньгами с инвесторами", – говорит Вячеслав Жабин, добавляя, что во время пика мирового рынка алюминия "Русал" сможет получить от IPO значительно больше средств.
Николай Кулюшин
|