Русал тянется ближе к экватору
12.05.05 // RBC-daily
Компания интересуется месторождениями Индии и Юго-Восточной Азии
ОАО "Русский алюминий" ("Русал") рассматривает возможность приобретения новых месторождений бокситов за рубежом. Об этом заявил директор глиноземного дивизиона компании Стивен Ходжсон. По его словам, в дополнение к созданному СП в Гайане сейчас готовится соответствующий меморандум о взаимопонимании с правительством Венесуэлы (где помимо разработки месторождений рассматривается план строительства глиноземного комбината), проявляется интерес к рудникам в Камбодже, Малайзии и Вьетнаме, а также идет всестороннее исследование комплекса в Индии, принадлежащего компании Vedanta Resources.
"Русал" (управляется ООО "Базовый элемент") – один из крупнейших игроков на рынке первичного алюминия. Предприятия компании вырабатывают 75% от соответствующего вида продукции в России и примерно 10% от ее общемирового производства. По итогам 2004 г. "Русал" выпустил 2,67 млн. тонн "первички" (+3,1% к уровню 2003 г.). Компания не раскрывает большую часть финансовых показателей, но, например, по оценке Ирины Ложкиной из ИК "Проспект", в 2004 г. чистая прибыль "Русала" составляла около 1,3 млрд. долл. (в 2003 г. – 920 млн. долл.).
В отличие от СУАЛа, своего главного российского конкурента и заодно партнера (по проекту в Коми), компания не вполне обеспечена сырьем. Как сообщили RBC daily в пресс-службе "Русала", сейчас обеспеченность ее предприятий глиноземом на уровне 65%, при этом собственные глиноземные мощности работают "с предельной нагрузкой".
"Глиноземные предприятия "Русала" работали в прошлом году с нагрузкой примерно 85%, а в этом году соответствующая цифра должна быть доведена до 90%, – сказал RBC daily бизнес-директор компании "Развитие бизнес-систем" Александр Либеров. – Это действительно практически предел с учетом того, что какая-то часть мощностей неизбежно должна находиться в стадии ремонта или модернизации".
Действительно, помимо указанного проекта в Гайане "Русал" активно развивает глиноземное направление, купив 20% акций крупнейшего в мире предприятия соответствующего профиля – Queensland в Австралии, а также Николаевский завод на Украине. Это, не считая российских проектов – Бокситогорского завода и других предприятий. Ради расширения своей глиноземной базы "Русал" пошел недавно даже на масштабное соглашение со своим российским конкурентом СУАЛом в крупнейшем проекте "Коми Алюминий".
Некоторые аналитики при этом указывают на то, что сырьевая направленность (условно сырьевая, поскольку глинозем – уже переработанное сырье) сопряжена и с некоторыми рисками. В 2004 г. спотовые цены на глинозем были подвержены очень серьезным колебаниям – от 530 долл. до 300 долл. за тонну. По оценкам аналитиков Metal Bulletin Research, колебания сохранятся и дальше, но в целом к середине 2006 г. с вводом в строй новых мощностей (особенно в Китае и Бразилии) цены могут несколько снизиться, хотя и остаться не ниже 300 долл. за тонну. Сосредоточение в "высокопередельном" сегменте дает возможность немного уменьшить ценовые риски. Однако "Русал", наоборот, продает свои активы в этом сегменте (Белокалитвенский и Самарский заводы продал американской Alcoa за 257 млн. долл.). Впрочем, всему есть свои оправдания.
"Все-таки сырьевой вопрос очень актуален, и не только для "Русала", – считает Вячеслав Жабин из ИК "Брокеркредитсервис", – и алюминщики учатся на ошибках своих коллег, работающих в черной металлургии (многие из которых "прозевали" возможность приобрести сырьевые активы и теперь сталкиваются с трудностями). Сейчас выгодно захватить максимально высокие позиции в сырьевом сегменте (и возможно, даже торговать этим сырьем), а уже потом думать о развитии высокого передела".
"Акцент на развитие глиноземной базы делался давно, и, судя по динамике цен на сырье и конечную продукцию, этот акцент себя оправдывает, – полагает Александр Либеров. – Такая база – это как бы фундамент стабильности, который обеспечивает компании сильные позиции в конкурентной борьбе. Конечно, активная покупка месторождений может привести к перепроизводству если не глинозема, то бокситов, но эти излишки в крайнем случае (какое-то время) можно и продавать на сторону. Конечно, бокситы – это не так выгодно, как хотя бы частично переработанная продукция, но если "Русал" будет контролировать значительную часть мировой добычи сырья, то и здесь возможна немалая прибыль". В самом "Русале" RBC daily на этот счет заявили, что пока стратегия компании предусматривает "именно самообеспечение своих производств" сырьем, а не торговлю им.
"Ситуация на рынке такова, что основная маржа "Русала" получается именно за счет выпуска сырья и первичного алюминия, – сказал RBC daily аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго, – а производство продукции высокой степени переработки не столь рентабельно. Из-за высокой доли электроэнергии в стоимости "первички" производство последней подвержено более значительным рискам, чем выпуск глинозема, особенно в связи с продолжающейся реформой РАО "ЕЭС". То есть пока собственные энергоресурсы (Красноярская ГЭС) более-менее удовлетворяют потребности основных производств "Русала", ситуация в этом сегменте стабильная, но, если электроэнергию придется закупать на стороне, себестоимость "первички" может резко подскочить. Поэтому стратегический акцент на глиноземных активах оправдан: компания Олега Дерипаски не только обеспечит себя сырьем, но и сможет продавать его, например, СУАЛу".
"Сосредоточение в сегменте первичного алюминия для "Русала" вполне оправданно, – отметил Игорь Нуждин из ИК "Солид". – Высокопередельный рынок занят гигантами вроде Alcoa, у которых имеются не только отработанные связи, цепочки, но и соответствующие технологии. При этом строить такие предприятия в России пока нет смысла: во-первых, нужны большие инвестиции, во-вторых, зачем, если крупные потребители, тот же АвтоВАЗ, сами имеют прокатные производства, зато испытывают потребность в "первичке".
Алексей Виноградов, Отдел экономики
|