Infogeo.ru - на главную Infogeo.ru

Крупнейшая база данных по рынку металлов в открытом доступе.

Публикации по рынкам цветных и черных металлов
Предприятия | Темы | Аналитика | Обзоры рынка

Главная > Публикации > Предприятия > САМАРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД -

Возвращение в Европу

08.11.05 // Эксперт


Американская алюминиевая корпорация Alcoa пытается обеспечить свои убыточные российские металлургические заводы заказами на запасные части для европейских самолетов. В числе клиентов Самарского металлургического завода может оказаться европейский концерн Airbus

Самарскому металлургическому заводу (СМЗ), приобретенному Alcoa в феврале 2005 года, придется искать для себя новые рынки сбыта, чтобы увеличить объем выпускаемой продукции. Наиболее перспективными клиентами СМЗ в аэрокосмической отрасли остаются зарубежные авиационные корпорации, такие как Airbus и Boeing. Контракты с Airbus могут быть подписаны до конца этого года. Подробности своих переговоров стороны пока не разглашают, но объемы заказов могут быть очень большими, поскольку по программе Airbus, принятой еще в 2001 году, инвестиции в российскую промышленность до 2011 года составят 800 млн. долларов, из них около 200 млн. долларов уже вложено.

Европейские корни СМЗ

Самарский металлургический завод долгое время оставался одним из крупнейших в Европе по выпуску листового проката и полуфабрикатов для авиационной и автомобильной промышленности. В 70 - 80х годах СМЗ (тогда - завод "Металлург") имел представительства в США и Европе. Продукция предприятия экспортировалась в 29 стран мира. Литье и прокат для авиакосмической отрасли были одним из самых перспективных направлений в его работе. "Металлург" сотрудничал с крупнейшим в Европе производителем гражданских самолетов - консорциумом Airbus Industrie, изготавливал листы для фюзеляжей авиалайнеров концерна DaimIerBenz, прессованные панели крыла и крупногабаритные профили для British Aerospace. Кроме того, на заводе выпускались комплектующие детали для самолетов А340600.

В 90х годах, когда предприятие испытывало финансовые затруднения, объемы поставок для авиазаводов сократились до 7% от общего производства. Это небольшие партии штамповок, профилей, листового проката и труб различного диаметра для Казанского вертолетного завода, ульяновского "Авиастар-СП", НПК "Иркут" (Иркутск), а также для самарского "Авиакора" и ГНП ЦСКБ "Прогресс". При этом у предприятия оставалась техническая возможность возобновить сотрудничество с авиационной промышленностью и увеличить объем заказов, в том числе от европейских производителей. Фактически для этого заводу не хватало инвестиций в развитие и лоббиста для презентации своей продукции за рубежом.

В 1997 году основным собственником завода (тогда АО "Самарская металлургическая компания" - "Самеко") стала группа "Алюминпродукт", один из учредителей "Сибирского алюминия". Группа купила у "Инкомбанка" 73% акций, после чего "Сибал" провел санацию предприятия, и в ноябре 1998 года "Самеко" было обанкрочено. Долги компании списали, а производственные мощности перевели на баланс образованного ОАО "Самарский металлургический завод".

Определенные перспективы открываются для алюминщиков и на автомобильном рынке. В связи с ростом цен на горючее все актуальнее становится проблема уменьшения массы автомобилей. Добиться этого можно лишь более широким применением композитных материалов и алюминиевых сплавов.

Спасение не только в экспорте

Покупая российские заводы, американцы, в принципе, уже представляли себе пути их развития. Ставку они решили сделать на два направления. Как рассказал журналу "Эксперт Волга" директор по корпоративным делам Alcoa в России Андрей Бадер, по американским оценкам, наша страна обладает огромным потенциалом для роста. В США потребление алюминия составляет в среднем около 35 кг в год на человека, а в России всего лишь 3 - 4 кг. Если российский рынок расширится в 3 раза и потребление алюминия вырастет до 12 кг, приобретение Alcoa уже будет оправданно. В американской компании надеются, что российское авиастроение в каком-то виде все же будет восстановлено и проект среднемагистрального самолета, который интересен и зарубежным авиакомпаниям, будет реализован.

А дожить до ожидаемого расширения внутреннего российского рынка алюминия должны помочь западные авиастроители. По словам Бадера, наши предприятия могут участвовать в создании сверхзвукового пассажирского самолета, который намерены выпустить европейские авиастроители. В планах крупнейших мировых авиакомпаний - обновить оборудование и парк самолетов.

Поставщик Airbus

По неподтвержденной информации, Alcoa договаривается с Airbus об участии российских предприятий в строительстве самолетов А320. В частности, СМЗ мог бы поставлять алюминиевые конструкции. В российском представительстве Airbus нам подтвердили, что компания ведет переговоры с Alcoa о сотрудничестве, однако отказались ознакомить с подробностями до их завершения. Источник на СМЗ, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что сотрудничество предприятия с европейскими партнерами может принести в бюджет компании 100 млн. долларов.

Европейских авиастроителей интересуют, например, российские авиационные материалы. Во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ), в частности, сказали, что Airbus использует перспективные разработки российских ученых и производителей. В самолетах этой компании уже нашел применение алюминиево-литиевый сплав "1424". Кроме того, в одном из самолетов разработки фирмы Airbus (совместный российско-немецкий проект использования авиаматериалов "Калинка2") используется российский сплав "1933" для соединения крыла и фюзеляжа с помощью фитинга производства СМЗ. Сейчас ВИАМ, Airbus и СМЗ изучают возможности применения алюминиево-литиевого сплава для верхней обшивки фюзеляжа.

В этом году европейский концерн заключил десятилетний контракт на изготовление конструкций передней стойки шасси, килевых балок, закрылков и элементов пола секций фюзеляжа для самолетов семейства А320 в российской научно-производственной корпорации "Иркут". Сумма сделки составила 200 млн. долларов. Первые поставки заказанных узлов на заводы Airbus запланированы на 2006 год. В перспективе европейский концерн обещает предоставить российским поставщикам новые возможности по участию в своих производственных программах. Запланированы дополнительные десятилетние контракты с российскими заводами и НПО на сумму до 150 млн. долларов.

И "Сибирский алюминий" ("Сибал"), и все последующие собственники мечтали вернуться с продукцией предприятия на западные авиастроительные рынки. С приходом "Русского алюминия" ("Русал"), 100процентной "дочки" "Базового элемента" ("Базэл"), была сформулирована стратегия выхода СМЗ на западные рынки - создание совместного предприятия с крупным иностранным инвестором. Предполагалось, что российская сторона будет осуществлять руководство, а иностранный партнер - продвигать продукцию на международном рынке. В качестве партнера отечественные алюминщики рассчитывали привлечь корпорацию Alcoa. Решающую роль в этом выборе сыграла специализация американской компании на переработке цветных металлов.

Стороны не раскрывали подробности своих переговоров. Однако, похоже, что менеджмент Alcoa никогда не планировал работать в СП. Алюминиевую корпорацию интересовало только приобретение российских активов. Возможно, именно поэтому переговоры закончились решением "Русала" продать американской корпорации сразу два завода в России: Самарский металлургический завод и Белокалитвенское металлургическое производственное объединение. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассматривала сделку почти два года. Дело в том, что эти два предприятия выпускают 60% российского алюминиевого проката, а СМЗ выполняет еще и оборонный заказ. В итоге "Русалу" разрешили продать американской компании два завода в общей сложности за 257 млн. долларов, при этом стратегические мощности СМЗ остались в собственности государства.

Только после завершения сделки американская сторона объявила о причинах, по которым успешная мировая корпорация решила инвестировать деньги в российские убыточные прокатные заводы. Причиной оказался огромный, на взгляд руководства Alcoa, потенциал обоих. Термообработанные плиты и листовой прокат предприятия в Белой Калитве вкупе с алюминиевыми запасными частями, выпускаемыми СМЗ для авиационной и автомобильной промышленности, должны помочь Alcoa усилить свое присутствие на мировом рынке.

Елена Наумова


Обзоры предприятий: САМАРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД -

Обзоры рынка:






Поиск по сайту Infogeo.ru с помощью Яндекс


Infogeo.ru

Новости, аналитика

Новости рынка

Аналитика

Обзоры рынка

Публикации

Цены на металлы

Биржевые котировки

Цены российского рынка

Индексы цен

Прайс-листы

Цены мирового рынка

Статистика

Производство металлов

Предприятия

Продукция

Внешняя торговля

Объявления, справочники

Доска объявлений

Справочник предприятий

Продукция предприятий

Справочник по металлам





Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Заявление о снятии ответственности. Настоящий информационный обзор подготовлен Infogeo.ru исключительно в информационных целях. Настоящий информационный обзор и содержащиеся в нем сведения носят исключительно информативный характер и не могут восприниматься как предложения или рекомендации относительно купли/продажи материальной продукции, ценных бумаг, либо других финансовых инструментов, а также не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все выводы и заключения, представленные в настоящем обзоре, актуальны на дату, указанную в обзоре. Ни Infogeo.ru, ни его сотрудники не несут юридической и/или финансовой ответственности за любой ущерб, прямой, непрямой или косвенный, возникший вследствие использования материалов настоящего обзора, а также вызванный недостаточной полнотой представленной информации. Любая форма копирования, воспроизводства и распространения материалов настоящего обзора, полностью или частично, возможна только с письменного разрешения Infogeo.ru